Прокурор разъясняет

Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом


Коррупция - это незаконное использование своего служебного положения или полномочий для получения каких-либо выгод.

В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции.

Эти меры применяют госорганы в пределах своих полномочий.

Нормативных актов о противодействии коррупции принято довольно много. Чтобы соблюсти все их требования, убедитесь, что в вашем госоргане созданы определенные условия: утверждены положения, комиссии, рабочие группы, проводится ротация кадров.


Оглавление:

1. Что такое коррупция

2. Какое антикоррупционное законодательство применять для противодействия коррупции

3. Как проводится профилактика коррупции в госоргане

4. Как осуществляется борьба с коррупцией

5. Как минимизируются (ликвидируются) последствия коррупции


1. Что такое коррупция

Коррупция - это незаконное использование своего служебного положения или злоупотребление полномочиями для получения себе или третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды.

Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение или наделено полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп.

Все эти действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией.

Такое определение следует из п. 1 ст. 1 Закона о противодействии коррупции.


Примеры незаконного использования должностного положения

Чиновник вымогает взятку за ускорение выдачи заключения о соответствии помещений требованиям, а также за выдачу заключения по допуску ряда сотрудников клиники к наркотическим средствам и психотропным веществам (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2017 по делу N 10-16814/2017).

Инспектор, используя свое право привлекать водителя к ответственности за административное правонарушение, вынудил водителя дать ему деньги (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 26.08.2013 по делу N 33-10848/2013).

Должностное лицо продвигает на вышестоящую должность или предоставляет более престижное место службы (работы), содействует в получении поощрений и наград, ученой степени и т.д. (Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов).


2. Какое антикоррупционное законодательство применять для противодействия коррупции

Один из основных законов - это Закон о противодействии коррупции. Однако он далеко не единственный.

Для госорганов принято множество других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, которые содержат нормы о противодействии коррупции.

Приведем перечень "антикоррупционных" документов.

Международные договоры:

Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ);

Конвенция против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Федеральным законом от 26.04.2004 N 26-ФЗ);

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ).

Федеральные законы:

"О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ;

"О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ;

"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ;

"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 N 172-ФЗ;

"О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 230-ФЗ;

"О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" от 07.05.2013 N 79-ФЗ;

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" от 03.08.2018 N 307-ФЗ.

Указы Президента РФ:

"Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" от 12.08.2002 N 885;

"О мерах по противодействию коррупции" от 19.05.2008 N 815;

"Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" от 18.05.2009 N 557;


Продолжение перечня

"О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" от 18.05.2009 N 559;

"О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" от 18.05.2009 N 558;

"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" от 21.09.2009 N 1065;

"О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" от 21.07.2010 N 925;

"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" от 01.07.2010 N 821;

"О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" от 02.04.2013 N 309;

"О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 02.04.2013 N 310;

"Вопросы противодействия коррупции" от 08.07.2013 N 613;

"Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" от 23.06.2014 N 460;

"О некоторых вопросах противодействия коррупции" от 08.03.2015 N 120;

"О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" от 15.07.2015 N 364;

"О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы" от 16.01.2017 N 16;

"О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 10.12.2020 N 778.


Постановления Правительства РФ:

"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 26.02.2010 N 96;

"О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции" от 05.07.2013 N 568;

"О Порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации" от 09.01.2014 N 10.

Помимо перечисленных документов можно руководствоваться Методическими рекомендациями по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными Минтрудом России. Госоргану, органу местного самоуправления или организации рекомендуется использовать их, чтобы самостоятельно определять собственные коррупционные риски и индикаторы коррупции, возникающие при закупках (Письма Минтруда России от 30.09.2020 N 18-2/10/П-9716, Росархива от 06.10.2020 N 3/2617-Ю).


3. Как проводится профилактика коррупции в госоргане

Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции (пп. "а" п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

Основные меры профилактики указаны в ст. 6 Закона о противодействии коррупции.

Исходя из этих мер у вас в госоргане должны быть утверждены документы, созданы подразделения, рабочие группы, комиссии и т.д. Также вам нужно проводить работу с сотрудниками по формированию нетерпимости к коррупции.


3.1. Какие документы утвердить в госоргане

Для соблюдения антикоррупционного законодательства в госоргане должны быть:

1)   положения:

- о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821);

- об общественном совете (при наличии общественного совета). Это следует из ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указов Президента РФ от 04.08.2006 N 842, от 23.05.2011 N 668, Постановления Правительства РФ от 02.08.2005 N 481;

- о проверке сведений, которые подают претенденты на должности, и служебного поведения госслужащего (только для органов власти субъектов РФ). На это указано в п. 6 Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065;

2)   перечни должностей госслужащих:

- которые должны представлять сведения о доходах и имуществе как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557);

- доходы и имущество которых вы размещаете на сайте госоргана (пп. "а" п. 7, п. 8 Указа Президента РФ от 08.07.2013 N 613);

- которым запрещено иметь счета (вклады), хранить деньги и ценности в иностранных банках, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пп. "а" п. 1, п. 2 Указа Президента РФ от 08.03.2015 N 120);

- категории "руководители", по которым предусмотрена ротация и которые выполняют контрольные или надзорные функции, если вы контрольный или надзорный федеральный орган (ч. 2 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе);

- по которым предусмотрена ротация, если перечень утвердил Президент РФ, Правительство РФ, губернатор в зависимости от вашей подчиненности (ч. 2.2, 10 ст. 60.1 Закона о государственной гражданской службе);

3)   план проведения ротации при наличии должностей, которые ей подлежат. Форма плана проведения ротации и Порядок его утверждения введены Приказом Минтруда России от 29.03.2019 N 195н;

4)   план противодействия коррупции;

5)   порядки:

- уведомления при возникновении конфликта интересов (ч. 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции, пп. "б" п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650);

- проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ);

- сообщения о получении подарка (п. п. 5 и 6 Постановления о получении госслужащим подарка);

- уведомления о склонении госслужащего к коррупции (ч. 5 ст. 9 Закона о противодействии коррупции);

- принятия решения о контроле за расходами госслужащего и членов его семьи (ч. 6 ст. 5 Закона о контроле за расходами);

- представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 2 ст. 8 Закона о противодействии коррупции, ч. 2 ст. 3 Закона о контроле за расходами, п. 7 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559);

6)   кодекс этики госслужащих (п. 4 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции).


3.2. Какие антикоррупционные подразделения создать в госоргане

У вас должны быть созданы:

1)   подразделение по профилактике коррупции и иных правонарушений. Вместо подразделения вы можете назначить ответственное за это должностное лицо (п. 1 ч. 2 ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции);

2)   комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (п. п. 7, 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821);

3)   рабочая группа для рассмотрения практики признания недействительными ненормативных правовых актов (решений, действий), принятых в вашем органе (п. 2.1 ст. 6 Закона о противодействии коррупции);

4)   общественный совет (при необходимости). Это установлено ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 04.08.2006 N 842, от 23.05.2011 N 668, Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 N 481.

Также должен быть назначен сотрудник, который отвечает за направление информации в реестр лиц, которые уволены в связи с утратой доверия (п. п. 3, 4 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия).


4. Как осуществляется борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией, так же как и профилактика, заключается в ее выявлении и предупреждении. Однако она также предполагает пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции).

Этим, как правило, занимаются правоохранительные органы: МВД России, ФСБ России и т.п. Координирует эту деятельность Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (ч. 6 ст. 5 Закона о противодействии коррупции).

Генеральная прокуратура РФ в рамках мер по борьбе с коррупцией взаимодействует:

с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);

Центральным банком РФ, к примеру, посредством запросов. На основании них Банк России обращается в центральный банк и (или) иной орган надзора иностранного государства или к иностранному регулятору финансового рынка за необходимой информацией (ст. ст. 51.2, 51.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ).


5. Как минимизируются (ликвидируются) последствия коррупции

Меры по минимизации (ликвидации) последствий коррупции законом не определены, но они напрямую связаны с ее профилактикой. Вы можете определить их, например, в плане противодействия коррупции.

К таким мерам можно отнести, в частности, своевременное выявление коррупции или ротацию кадров.

Кроме того, вы можете воспользоваться Единой информационной системой управления кадровым составом госслужбы РФ (http://gossluzhba.gov.ru). С помощью подраздела "Противодействие коррупции" можно, например, осуществлять мониторинг законодательства РФ о противодействии коррупции, знакомиться с информационно-справочными материалами по вопросам противодействия коррупции (п. 24 Положения о федеральной государственной информационной системе).

Минтруд России считает необходимым развивать систему поощрения гражданских служащих, сообщивших о попытках их склонения к коррупционным правонарушениям (Методика формирования и развития профессиональной культуры государственного органа" (утв. Минтрудом России)).

Отметим, что Минтруд России определил Меры по предупреждению коррупции в организациях. К ним, в частности, относятся:

разработка и принятие антикоррупционной политики организации;

назначение подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции;

оценка коррупционных рисков;

выявление и урегулирование конфликта интересов. Для реализации этой меры целесообразно разработать и утвердить положение о регулировании конфликта интересов;

установление для работников стандартов и кодексов поведения (антикоррупционных стандартов). Например, можно определить, какие подарки получать допускается, как должны регулироваться иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;

проверка контрагентов и включение антикоррупционной оговорки в договоры;

антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;

информирование, консультирование и обучение работников по вопросам предупреждения коррупции;

установление каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях (например, мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и соцсетях);

внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета;

взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции;

участие в коллективных антикоррупционных инициативах;

мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.